kantrium.com | MySuomi.com | vivaspb.com | finntalk.com
 Цель данной статьи описать, что необходимо сделать для реконструкции дорожно-транспортного происшествия. Я заранее подразумеваю, что Вы вызовете сотрудников ГИБДД, страхового комиссара и при необходимости окажете первую медицинскую помощь пострадавшим. Мне представляется важным показать, что и как  необходимо сделать для точного  восстановления событий, которые происходили до и после момента столкновения.
 
 Такая работа выполняется уже давно, но только в последнее время она была доступна Европы, США и ряда других стран. В России по прежнему пользовались старыми методиками, с помощью которых было трудно с моделировать движение современных автомобилей оснащенных системами стабилизации, антиблокировочными системами в тормозах и другими устройствами.
 
 Подобную же работу выполняют и для анализа происшествий самолетов. Там такая работа выполняется на более высоком уровне – самолеты снабжены бортовыми самописцами. В случае дорожно-транспортного происшествия в нашем распоряжении остаются только те следы, что оставляет дорога. А поэтому очень важно зафиксировать все следы, что остались.
 
 Так, что же делать, если Вы попали в ДТП?  
 
 Первая реакция любого человека, попавшего в ДТП – это шок. Но,  как это банально не звучит, прежде всего, нужно сохранить ясный ум и спокойствие. Пусть Ваш оппонент яростно размахивает руками и клацает зубами. Ваша задача запомнить все, что было до столкновения и после него. Если Вы соблюдали правила дорожного движения, Вы вправе рассчитывать на то, что являетесь невиновной стороной. Нужно только собрать доказательства.
 
 В первую очередь постарайтесь найти свидетелей ДТП. Особенно при столкновениях на регулируемых перекрестках. Доказать кто ехал на красный сигнал светофора, а кто на зеленый сигнал – очень сложно. Мы можем помочь решить эту проблему, и один из примеров проведенной ранее экспертизы, как раз посвящен такому случаю.
 
 Сейчас же мы вернемся к сбору имеющейся информации.
 
 Первые свидетели, которые могут Вам пригодиться - это водители транспортных средств, которые двигались вместе с Вами. Одни могут остановиться из чувства помощи, другие из любопытства, третьим Ваша машина может перегородить дорогу, но все эти люди являются свидетелями происшествия. Если же к моменту, когда Вы вышли из своего автомобиля, окружавшие Вас машины разъехались, то оглядитесь по сторонам и посмотрите, а нет ли рядом того, кто мог видеть момент столкновения. Например, стоящие на остановке люди, продавец в палатке или проходящий мимо пешеход. Не забудьте про них. Даже если Ваш оппонент не отрицает своей вины. Позднее он может поменять свое решение.
 
 После этого, постарайтесь зафиксировать все следы Вашего ДТП. Особенно следы от колес, осколки автомобиля и т.д.  Вы можете возразить, что у Вас современный автомобиль с АБС и он не оставляет тормозных следов. Это действительно так, но некоторые современные системы допускают кратковременную блокировку колес и она оставит следы. Так же в случае воздействия посторонней силы на Ваш автомобиль, резина колес может не выдержать   боковых перегрузок и оставит на асфальте следы после удара. На них не всегда обращают внимание, но для реконструкции происшествия это очень Важный параметр. Работа по поиску следов очень важная и не оставляйте ее до приезда сотрудников ДПС. У них и без Вас хватает работы. Лучше сами найдите следы и сохраните их, например, выставив удобно для Вас знак аварийной остановки.
 
 Зимой следы искать немного проще, особенно если на автомобиле стоят покрышки с шипами. При любом боковом ударе шипы оставляют след. Но зимой возникает другая проблема: ветер и снег. И пока приедет автомобиль ДПС – снег заносит все следы. Поэтому еще раз повторюсь – найдите способ сохранить следы. Хотя бы отметить их начало и траекторию.
 
 Если не удается сохранить следы или их не видно – не расстраивайтесь. Еще не все потеряно. Успокойтесь и внимательно проанализируйте, что происходило до момента столкновения:
  1. С какой скоростью Вы ехали?
  2. В какой полосе, на каком расстоянии от других автомобилей, тротуара, обочины или разметки?
  3. Когда Вы увидели возникающее перед Вами препятствие? Какие при этом были ориентиры? Возле какого дома Вы проехали? Рядом с каким деревом проезжали?
  4. После того, как увидели препятствие, что Вы сделали? Нажали на тормоз? Повернули руль? Как сильно повернули руль? На сколько смогли повернуть руль: не перехватывая руками или до упора? Поворачивали руль только в одну сторону или в разные стороны?
  5. После удара как Вы действовали: продолжили тормозить, поворачивать руль?
Постарайтесь не обмануть нас и не обмануться сами.
 
И затем для Вас остается самый важный этап – дождаться приезда инспекторов ДПС и вместе с ними составить схему ДТП. Вот тут и постарайтесь проявить все вашу настойчивость и коммуникабельность.
 
Для точной реконструкции нужно очень много параметров и не всегда все они заносятся в схему и протокол ДТП
 
Что нас интересует:
  1. Параметры всех автомобилей, участвующих в ДТП:
    1. Марка автомобиля.
    2. Примерный вес сидящих на передних сидениях. Да-да, сколько человек сидело спереди и их примерный вес.
    3. Примерный вес сидящих на задних сидениях.
    4. Примерный вес багажа на крыше. Там никто не сидел, но может быть, лежал груз?
    5. Примерный вес в багажнике, кузове. Особенно этот параметр важен для грузовых автомобилей – их масса по сравнению с пустой, может изменяться в разы.
    6. Работоспособность в момент ДТП АБС и системы стабилизации автомобиля.
    7. Состояние и размерность колес. Тип покрышек установленных на автомобиле. Летняя резина, зимняя, шипованая.
    8. Дополнительное навесное оборудование. Например, нестандартные бампера, кенгурятник, багажник и т.п.
    9. Прицеп. Его параметры описываются отдельно и очень подробно – тип сцепки, размеры сцепки, пустая и снаряженная масса прицепа и т.д.
  2. Погодные условия, при которых случилось ДТП:
    1. Ясно.
    2. Облачно. 
    3. Легкий дождь.  
    4. Дождь. 
    5. Сильный дождь (гроза). 
    6. Снегопад. 
    7. Сильная метель. 
    8. Туман.
  3. Состояние дорожного покрытия:
    1. Сухо.
    2. Влажно.
    3. Мокро.
    4. Очень мокро.
    5. Грязь.
    6. Свежий не укатанный снег.
    7. Укатанный снег.
    8. Лед.
  4. Время столкновения.
  5. Все следы на дорожном покрытии, относящиеся к ДТП.
  6. Ориентиры - деревья, столбы и т.д.
  7. Точное место столкновения. Попробуйте его определить максимально точно. Именно эта точка послужит ориентиром для всех дальнейших расчетов.
  8. Схема ДТП с указанием всех размеров. Ее составляют всегда, но обратите внимание на правильность указанных величин и точность измерения. Не должно быть никаких провисов рулетки, расстояние должно быть минимальным, замеров должно быть достаточно, чтобы точно задать расположение автомобилей на дороге. Если Вы не согласны с измерениями – лучше не подписывать схему, чем потом пытаться ее оспаривать.
Значимость всех этих данных я покажу внизу на примере. 
 
  
 Пример. Произошло дорожно-транспортное происшествие на пересечении автомобильной дороги и выезда из двора дома. По дороге двигался автомобиль Toyota Mark II 1995 года выпуска, из двора выезжал Toyota LandCruiser 100 2004 года выпуска.
 
 Общая схема в момент перед столкновением показана на рисунке 1.
 
 
 Рис 1. Показано расположение транспортных средств непосредственно перед столкновением. Здесь и далее: красный автомобиль Toyota Mark II, синий Toyota LandCruiser 100. Расстояние между точками на рисунке – 1 метр.
 
 Краткое описание происшествия со слов водителя Toyota Mark II:
«Я двигался по дороге со скоростью 60 км/ч, вдруг увидел перед собой выезжающий автомобиль из двора. Я нажал на тормоз и, тормозя, врезался в автомобиль. Объехать его не представлялось возможным в виду движения транспорта по встречной полосе».
 
 Краткое описание происшествия со слов водителя Toyota LandCruiser 100:
«Я выехал на дорогу для поворота направо. Предварительно посмотрел налево. Машин не было. Выехав примерно на 2 метра, я увидел справа перебегающую через дорогу собаку. Я остановился, чтобы ее пропустить. После того, как я убедился, что собака перебежала через дорогу, я собрался продолжить движение, но почувствовал сильный удар в автомобиль слева».
 
 Как видите, показания двух водителей противоречат друг другу. Нам предстоит выяснить: кто из водителей говорит правду. Поэтому мы собираем все данные о ДТП. И заносим их в компьютер для расчета. У нас есть общая схема ДТП, составленная сотрудниками дорожно-патрульной службы и подписанная участниками происшествия:
 Рис. 2. Расположение транспортных средств до столкновения и после столкновения.
 
 На рисунке 2 видно, что после столкновения Toyota Mark II проехала еще примерно 6,5 метров вдоль дороги и сместилась слева, примерно на 2,5 метра. Toyota LandCruiser 100 от удара отлетела примерно на 5 метров вправо вдоль дороги. У автомобиля Toyota LandCriuser 100 передние колеса были повернуты вправо до упора, в связи с необходимостью выезда на дорогу из очень стесненных условий.
 
 Теперь произведем вычисления исходя из того, что водитель Mark II говорит правду. Результаты этих вычислений приведены ниже на рисунке 3. 
Рис.3. Расположение транспортных средств после столкновения при условии, что красный автомобиль двигался в момент удара со скоростью 42 км/ч (скорость до начала торможения 60 км/ч), синий автомобиль стоял на месте.
 
 Рассматривая рисунок 3, мы должны сделать измерения и сравнить их со схемой на рисунке 2. Мы видим большие отличия. Первое, что бросается в глаза, это то, что Toyota Mark II после столкновения осталась на своей полосе и сместилась вперед на 4,3 м и влево на 0,7 м. Второе явное не соответствие - задняя часть автомобилия Toyota LandCruiser должна была остаться практически на месте. Но этого не произошло в действительности. Можно было бы сказать, что измерения были сделаны не правильно, но, учитывая большие величины отклонений, следует сделать предположение, что Toyota LandCruiser 100 двигалась в момент удара. 
 
 Поэтому сделаем еще один расчет, в котором примем предположение, что Toyota LandCruiser 100 двигалась. Учтем, что автомобиль выезжал из узкого двора на достаточно оживленную дорогу с двумя полосами в обеих направлениях, можно предположить, что скорость этого автомобиля была не большой, например, 10 км/ч. 
 
 Результаты этих вычислений приведены на рисунке 4.  
 
 Рис.4. Расположение транспортных средств после столкновения при условии, что красный автомобиль двигался в момент удара со скоростью 42 км/ч, синий автомобиль со скоростью 10 км/ч.
 
 Видим, что это положение больше соответствует той ситуации, которая была показана на официальной схеме.
 
 То есть, как показано на предыдущих двух рисунках, точность измерений, сделанных на месте ДТП очень сильно влияет на результат. Давайте сделаем измерения расположения двух автомобилей показанных на рисунках 3 и 4. Измерения сделаем от левого внутреннего угла перекрестка (выделен черным цветом на рисунке 5) до ближней точки заднего бампера, который уцелел на обеих машинах в данном происшествии. Для Toyota Mark II это будет правый угол бампера, для Toyota LandCruiser 100 – левый угол. Результаты сведены в таблицу 1.
 
Рис. 5. Точка, от которой производятся измерения всех расстояний до автомобилей.
 
Таблица 1. Расстояние от угла перекрестка до бампера автомобиля, м
 
Расположение транспортных средств при условии, что двигалась только Toyota Mark II со скоростью 42 км/ч
Расположение транспортных средств при условии, что двигалась Toyota Mark II со скоростью 42 км/ч и ToyotaLandCruiser 100 со скоростью 10 км/ч
Разница между результатами
Toyota Mark II
0,99
0,73
0,26
Toyota LandCruiser 100
1,33
0,58
0,75
 
 Как видите инспектору ДПС, проводящему замеры, необходимо сделать очень точные измерения, только в этом случае можно говорить о достоверности реконструкции ДТП. А  Вам можно пожелать - следить за правильностью измерений.
 
 Если же говорить о нашем случае, то можно произвести полную реконструкцию ДТП и получить следующие результаты:
 
Рис. 6. Результат полной реконструкции ДТП:
  1. Вероятность ошибки 5,8%.
  2. Красный автомобиль двигался в момент столкновения со скоростью 54 км/ч.
  3. Синий автомобиль двигался в момент столкновения со скоростью 12 км/ч.
 Как видите можно с высокой долей вероятности реконструировать ДТП. Важно, чтобы Вы сохранили спокойствие в сложной ситуации и помогли инспекторам ДПС сделать точные замеры с указанием всех следов, оставленными всеми автомобилями, участниками дорожно-транспортного происшествия.
 
 Мы не занимаемся выводом кто был прав, а кто виноват в ДТП, мы лишь максимально точно восстанавливаем события происшествия.
 
 Если Вы сомневаетесь в том, что всех собранных Вами данных достаточно для точной реконструкции, или Вы думаете, что замеры были сделаны грубо и с ошибками - не расстраивайтесь, приходите к нам и мы вместе посмотрим на ваши данные.
 
 В некоторых случаях мы можем реконструировать ДТП даже при не правильно сделанных измерениях. Один из таких случаев показан в примерах.